Форум » Техники, навыки, приемы » Один из вопросов - целесообразность кругов, как процедуры "равный равному" » Ответить

Один из вопросов - целесообразность кругов, как процедуры "равный равному"

Facilitator:

Ответов - 1

angela: Надо сказать, что сама по себе идея обсуждения жизненных ценностей и формирования социально приемлемого поведения, заложенная в основу "кругов" довольно позитивна. Однако, на мой взгляд, проведение данной процедуры требует специальной подготовки и не может осуществляться без присутствия и руководящего начала взрослого специалиста, в условиях школы это может быть психолог или социальный педагог, или классный руководитель - тот, кто знает особенности коллектива, знаком с основами психического развития детей и самой процедурой. Если же круги проводяться самими школьниками, то взрослый наблюдает за их ходом и регулирует происходящие события, так как последствия от непрофессионального тренерства могут быть достаточно негативными. Моё видение ситуации основано на собственном опыте участия в одном из кругов, ведущими или "хранителями" которого были школьники - учащиеся старших классов. Описать упоминаемый круг со всеми подробностями вряд ли удастся, поэтому я остановлюсь на основных моментах, которые, на мой взгяд, являються достаточно проблемными, если не сказать опасными, для психического здоровья детей. Как я поняла, предполагается, что круг является общественно-полезной формой работы с детьми, цель которого состоит в том, чтобы путём обсуждения личных ценностей каждого участника круга перейти к осознанию социально значимых норм морали и общественно приемлемых форм поведения личности. В итоге, процедура круга должна стимулировать "провинившихся" школьников пересмотреть своё поведение и отношение к окружающим, осознать свои ошибки. Участники собираются в круг, руководит которым хранитель круга или ведущий. В случае, о котором идёт речь, начало круга, как, впрочем, и его продолжение, проходило под знаком глубокой печали и скорби. Участникам предлагалось вспомнить тех людей, которые им дороги по жизни, на кого бы они хотели быть похожими. Однако заданный тон данного мероприятия, а именно - демонстрация сильных эмоциональных переживаний (плачь, в некоторых случаях практически неостанавлиаемый) самими ведущими круга спровоцировал такие же настроения и у большинства участников, что в итоге, меня, например, привело к ощущению сильного психологического дискомфорта, о котором высказались ещё несколько взрослых участников и детей. Причем, на что необходимо обратить особое внимание, чем сильнее и дольше плакал человек, тем больше это приветствовалось ведущими. По сути, такое проведение "кругов" может превратить всё мероприятие во всеобщую истерию, что особо опасно, так как навыков выведения из этого состояния у ведущих круга нет и быть не может в силу того, что они не владеют необходимыми знаниями. У меня, как у психолога, возник естественный в данном случае вопрос: к каким последствиям может привести данная процедура, если например, в "кругу" находяться дети с неустойчивой психикой или же все участники круга таким образом пытаются воздействовать на конкретного учащегося, поведение которого оставляет желать лучшего. Специалисты в данном вопросе понимают, что последствия могут быть достаточно печальны, вплоть до осуществления попыток суицидальго поведения тех, кого пытаются перевоспитать. Вследствии этого возникает вопрос относительно целесообразности такого пути перевоспитания и примирения с окружающими и ещё более важный вопрос о безопасности данной формы работы. Последнее требует особого внимания профессионального сообщества, так как синонимизация "кругов" с медиацией (неверная с нашей точки зрения) может поставить под сомнение медиацию как таковую.



полная версия страницы